боевой гопак ([info]yasha) wrote,
@ 2008-03-18 13:22:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Простая мысль пришла в голову: если посмотреть хорошее советское кино, то видно, что создатели - взрослые люди, обращающиеся к зрителю как к равному (в трансактном анализе отношение "Взрослый"-"Взрослый") или как ко вдумчивому ученику ("Родитель" - "Ребёнок"). В современном же кино творец, безусловно, инфантилен (во всяком случае, я совершенно не могу ощутить за создателями современного кино никакого авторитета). Интересно ведь - полный отказ от серьёзного разговора на равных, и нежелание поделиться своим опытом, осознанием... Сложно даже описать, кто там к кому обращается, но ближе всего это к коммуникации "Ребёнок"-"Ребёнок" (вот зыкински, а, ребзя!). Т.е. даже при попытках экранизировать какого-нибудь Дюренматта современный режиссёр будет делать развлекательный аттракцион. Утеря позиции. Лучшее, что может получиться при таком раскладе - это эстетически выверенный развлекательный аттракцион (потуги Грымова как пример). Но и до этого, скорее всего, дорасти не удастся.


(Post a new comment)


[info]oliwa
2008-03-18 11:44 am UTC (link)
офигенно точное наблюдение
совершенно инфантильные мотивы движут большинством режиссеров-авторов - поэтому и спецэффекты давно возобладали над сюжетом, а сам сюжет можно пересказать языком первоклашек (" а он кааааак... а тот ему: нна тебе, нннна!"
конечно, потребности ребенка в себе надо удослетворять, и кино - самое то, но ведь надо и неребенка воспитывать (хотя бы родителя, ведь взрослый, мне кажется, у многих вообще не проявляется никак)

(Reply to this)


[info]ptitza
2008-03-18 11:51 am UTC (link)
"осознанием", ага :)

(Reply to this)


[info]oles
2008-03-18 12:17 pm UTC (link)
Берновский подход ага, здорово и лаконично описывает ситуацию. Очень близка эта мысль.

А вот (глубокое IMHO) обобщение всего современного кино под общую крышечку инфантильности... И противопоставление советского кино современному в этой же плоскости... Не согласна.

От советского у меня, как раз, ощущение не столько "взрослый - взрослый", сколько "очень авторитарный родитель - очень несмышлёный ребёнок". Характерная интонация от режиссёра к режиссёру. Вот такая выраженная назидательность и настойчивое насаждение разумного/доброго/вечного и рассусоливание как раз для меня сигнал о том, что автор а) не предполагает, что я, зритель, готова проделать свою часть работы по восприятию, например б) сам не достаточно мудр, ибо из мудрости и тонкость, и уважение проистекает, и простота, и многое всякое.

Вцелом да, отступив от воспитательного-назидательного советского наследия современное кино стало инфантильным аттракционом, авторитарный взрослый сменился на разбитного погодка, а место зрителя не поменялось, просто ему вместо зубрёжки за партой предложили свалить гулять.

Но это же какое обобщение! А куда же _хорошее кино_ девать? Именно то, за которым чувствуется _личность_? Именно то, когда режиссёру есть что сказать, и сказать метафорично и тонко, без лозунгов и разжевывания?

Возможно такие фильмы встречаются и советского периода (та же Муратова, да), к сожалению плохо его знаю, поэтому не стану рассуждать. А вот как раз в современном кино (на радость) точечно, но всё чаще и чаще встречаются такие жемчужины и даже бриллианты, они есть!

(Reply to this)(Thread)


[info]yasha
2008-03-18 12:29 pm UTC (link)
Ну да, есть, не могут не быть :) Но во-первых, мы говорим о тенденциях, а не исключениях, а во-вторых, я специально оговорился, что речь идёт именно о хорошем советском кино, да тех же экранизациях. В массе своей, безусловно, это было назойливое назидалово.

Муратову не слишком люблю, как и всё патологическое искусство, и степень таланта тут не играет. Это как раз пример человека, несущего не осознанную позицию, а транслирующую психические состояния разной степени интересности :)

Кстати, если приведёте примеры современных точечных побед, будет интересно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]oles
2008-03-18 01:03 pm UTC (link)
"я специально оговорился, что речь идёт именно о хорошем советском кино, да тех же экранизациях. В массе своей, безусловно, это было назойливое назидалово."

Ну тогда логично противопоставлять "в массе" советское "в массе" современному, и, соответственно, избранное избранному? :)


"Муратову не слишком люблю, как и всё патологическое искусство, и степень таланта тут не играет. Это как раз пример человека, несущего не осознанную позицию, а транслирующую психические состояния разной степени интересности :)"

Согласна, Муратова - эдакая Бьорк. Что титан - очевидно, но настолько не хватает посыла гармонии, что восхищаться лучше на расстоянии , есть такое ;)))) А мысль про противопоставление осознанной позиции и трансляции состояньиц... Спасибо за неё, буду думать. Интересная мысль.

"Кстати, если приведёте примеры современных точечных побед, будет интересно."

Вот же говорила себе, запиши на листочек :)))) Навскидку любимое "Возвращение" Звягинцева, "Изображая жертву" Серебренникова, Петров "Моя любовь", про Дыховичного с Вырыпаевым боюсь соврать... Мы же принципиально только о русскоязычном кино говорим, правильно?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasha
2008-03-18 01:13 pm UTC (link)
Ха-ха, про массу массе очень точно :) За это большое спасибо :)

Наверное, так: советского "штучного" товара выпускалось каждый год по два десятка фильмов, достаточно для того, чтобы иметь "культурный просмотр" раз в пару недель на протяжение года. Сегодня хороший русский фильм - это статистическая погрешность. Звягинцев, на мой взгляд - как раз человек, которому совершенно, совершенно нечего сказать, зато с эстетикой у него как раз всё неплохо, на чём и вылезает. Остальное не смотрел, ага.

Ну Вы сравните Германа-старшего и младшего, чтобы было наглядно. За одним стоит что-то, и он этим чем-то делится, второй - эстет, рисует картинки. Первый коммуницирует, второй развлекает. И это один из лучших.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]oles
2008-03-18 01:32 pm UTC (link)
"Наверное, так: советского "штучного" товара выпускалось каждый год по два десятка фильмов, достаточно для того, чтобы иметь "культурный просмотр" раз в пару недель на протяжение года. Сегодня хороший русский фильм - это статистическая погрешность."

После того, как возникла необходимость перечислить поимённо... Боюсь что да. Возможно я просто не много и очень прицельно смотрю только то, в чём заранее чувствую потенциал, поэтому "массы" проплывают мимо.

Про Звягинцева (это мы сейчас про вкусы, да? ;) (и я про конкретный фильм "Возвращение", а не про "Изгнание")... так вот да, к нему у разных уважаемых мной людей разное отношение. А по мне он настолько уходит в метафоричность и совсем-совсем свой язык... что нужен уже или переводчик, или уменее и готовность считывать. Но это про вкусы, про вкусы, да.

Германов обоих пока не знаю :/

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasha
2008-03-18 04:13 pm UTC (link)
Да, незаметно свернули на вкусы :)

(Reply to this)(Parent)


[info]dar_es_salaam
2008-03-18 12:21 pm UTC (link)
просто 15-25 y.o. - главная аудитория кено. и рекорд индустрии тоже - поэтому вся музыка тоже дебильная. про шмотки не говорю. в общем паша это было старческое брюзжание, поздравляю )

(Reply to this)(Thread)


[info]yasha
2008-03-18 12:24 pm UTC (link)
брюзжим, ага. но только раньше, в наше время (хаха;), аудитория кено была чуть более возрастной и вменяемой. а если сейчас встанет вдруг маркетинговая задача снять для адекватного человека 40 лет, с ней никто, никто не справится.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]dar_es_salaam
2008-03-18 12:29 pm UTC (link)
Муратова будет жить вечно! и справится.
хотя кажется ты написал "адекватного"?


(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasha
2008-03-18 12:31 pm UTC (link)
Про Муратову читай там в комментах :)

(Reply to this)(Parent)


[info]ivashnev
2008-03-18 06:30 pm UTC (link)
В современном же кино творец, безусловно, инфантилен

Поэтому режиссёр Михалков так ловко бьёт ногой в лицо.

(Reply to this)


[info]stark_lnx
2008-03-18 09:08 pm UTC (link)
Можно спросить о каком современном же кино идет речь? О том, что делают в России или Там? И ты говоришь только о прокатном кино или вообщем?

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…